Нулевой налог для турбизнеса ничего не даст большинству компаний
Корреспондент EastRussia опросил представителей дальневосточного турбизнеса и пришел к выводу, что работать легче не станет.
18 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым внес изменения в Налоговый кодекс РФ. Этот закон предусматривает льготное налогообложение для компаний, занимающихся туристическим бизнесом на Дальнем Востоке. Если не менее 90% от общей суммы доходов предприятие получает от туристско-рекреационной деятельности, то для него предусмотрена нулевая ставка налога на пять лет. EastRussia узнала, что думают о новой мере поддержки те, кому она адресована.
“УПРОЩЕНЦЕВ” ЛЬГОТА ОБОШЛА
Представители туристического бизнеса считают: данная налоговая льгота – мера крайне своевременная. Интерес к Дальнему Востоку стремительно растет – и среди соотечественников, и за рубежом. Поток туристов высок, как никогда.
— Мы давно привыкли, что к нам приезжает очень много туристов из Китая. А сейчас пошел поток из Кореи, Японии, других стран Юго-Восточной Азии. В этом году, например, впервые принимаем группу из Филиппин, — говорит Наталья Сорокина, генеральный директор владивостокского ООО «Дальинтурист». — Растет и интерес со стороны европейских туристов. Раньше мы принимали почти исключительно англоговорящих гостей. А сейчас к нам приезжают и из Франции, и из Испании.
Однако, к сожалению, налоговые льготы не облегчили жизнь «Дальинтуристу», одному из крупнейших туроператоров Приморья.
— Мы, как и большинство компаний туристической отрасли, работаем по упрощенной схеме налогообложения, а новый закон на нее не распространяется. Нулевая ставка на прибыль – это не про нас. Мы как платили 6% с оборота, так и платим, — говорит Наталья Сорокина.
По упрощенной, а не по общей схеме налогообложения работает и магаданское ООО «Каюр-тревел», занимающееся организацией приключенческих, экологических и рыболовных туров. Поэтому для компании также ничего не изменилось.
– Конечно, если бы и нам позволили пять лет не платить налог, это бы помогло. И не только нам. Полагаю, тогда легализовались бы многие из тех, кто сейчас занимается туристическим бизнесом нелегально, не создавая юридических лиц. Туристических компаний стало бы больше, и это стимулировало бы развитие туризма в регионе, — считает директор предприятия Артур Федоров.
Может ли новая налоговая льгота стать стимулом для перехода компаний на основную систему налогообложения? Вряд ли, сходятся во мнении опрошенные предприниматели. Ведь помимо налога на прибыль возникает еще НДС, а это влечет не только издержки, но и дополнительные расходы на администрирование.
ДАЙТЕ ДОРОГИ!
Впрочем, туроператоры не слишком сожалеют, что их не коснулся новый закон. От государства они ждут помощи в другом — в развитии инфраструктуры Дальнего Востока, и прежде всего — инфраструктуры транспортной.
– Конечно, хотелось бы, чтобы во Владивостоке наконец-то достроили гостиницы, которые должны были быть готовы еще в 2012 году, — улыбается Наталья Сорокина. — Но в первую очередь поток туристов из других регионов страны сдерживает высокая стоимость билетов. Для сравнения: отдых в Таиланде вместе с проживанием обходится примерно в 30 тысяч на человека. И такую же сумму придется отдать за один только авиабилет из Москвы во Владивосток. В высокий сезон цены просто заоблачные.
Мнение коллеги разделяет и Дарья Саленко, генеральный директор туристической компании «Три кита» из Южно-Сахалинска. Дорогие авиабилеты — настоящий бич для туристической отрасли Сахалина.
– Пока не будет нормальной транспортной инфраструктуры, перспектив у туризма в нашем островном регионе мало. Высокие цены на авиаперелеты — половина беды. Принципиально еще и отсутствие автомобильных дорог. Сейчас они есть только на юге Сахалина, а на севере их нет совсем. Дорогу на север острова строят, но она еще не готова. Поэтому мы лишены возможности нормально добраться до многих очень интересных мест. У нас есть, например, прекрасные горячие источники. А сейчас мы даже не предлагаем иностранным туристам там побывать.
Многие города Дальнего Востока построены на берегу моря, но выгоды от своего местоположения не получают.
– Сейчас до Магадана можно добраться только на самолете или на автомобиле. Пассажирского потока через море у нас нет. Как нет и людей, которые могли бы приобрести или построить круизные лайнеры за собственные средства. Такие люди в Магадане не живут, — шутит Артур Федоров. — Именно от государства мы ждем вложений в инфраструктуру. В том числе и в развитие малой авиации, которая сейчас в зачаточном состоянии. Это помогло бы добраться до многих природных красот, которые мы хотим, но не можем показать туристам.
На отсутствие транспортной инфраструктуры жалуются во всех без исключения регионах Дальнего Востока.
– У нас если есть потенциально интересные туристические места, то нет туда дорог. Если есть дороги — то нет туристических мест. Инфраструктура — это то, что нужно развивать в первую очередь, — вторит коллегам Дмитрий Кондратенко, заместитель директора ООО «Дальневосточный феникс», туристической компании из Благовещенска. — Поэтому налоговые каникулы — это, конечно, хорошо, но этого недостаточно. Чтобы туризм на Дальнем Востоке развивался, государство должно делать намного больше, подходить комплексно.
ЗАМКНУТОЕ КОЛЬЦО
Туристическая инфраструктура — это не только транспорт, но также комфортные базы отдыха и отели. С ними на Дальнем Востоке тоже беда. Не из-за количества. Из-за стоимости.
– Гостиниц в Южно-Сахалинске хватает, но ценовая политика… Цены кусаются. Когда иностранные туристы запрашивают цену, мы подсчитываем стоимость проживания, и люди сразу теряют интерес. Номер с санузлом у нас стоит от 5 тысяч рублей. 4 тысяч — номер без окна. Кто согласится платить такую сумму за подобный номер? — возмущается Дарья Саленко. — Есть, конечно, и бюджетные гостиницы. Но с одним санузлом на весь этаж. Какого иностранца это устроит?
А на Камчатке соседям завидуют. У тех хотя бы гостиницы есть, пусть и дорогие.
– У нас туристическая инфраструктура сейчас отсутствует полностью. Нет ничего из того, что в нее входит. Ни дорог, ни отелей, ни баз, ни арт-объектов, ни информационных стендов, — признался представитель ООО «Камчатское бюро путешествий», поделившийся своим мнением на условиях анонимности. — На Камчатке вообще есть только то, что мы можем сделать своими силами. Мы строим базы отдыха, туристические приюты, огораживаем места, куда привозим туристов — всего не перечислишь. Государство должно поддерживать туроператоров Дальнего Востока всеми возможными способами. Выделять им дополнительные субсидии. Обеспечить возможность получения льготных кредитов на развитие инфраструктуры региона. Только тогда в этом будет смысл.
Без восторга относятся туроператоры и к другой идее властей — создать в регионе брендовый межрегиональный туристический маршрут. Нечто, сопоставимое с «Золотым кольцом».
– Такой маршрут, безусловно, помог бы привлечь иностранных туристов. Но самое перспективное направление для Дальнего Востока, где очень много природных парков, заповедников, заказников, — это экологический туризм. А значит, мы снова упираемся в отсутствие дорог, невозможность добраться до интересных туристам мест, — говорит Дмитрий Кондратенко.
Проект с условным названием «Восточное кольцо России» может не сработать и из-за климатических особенностей региона. Дарья Саленко напомнила, что вылета на Курилы можно ждать в аэропорту по 5, по 6 дней. Никто не знает заранее, будет погода летной, или нет. И как планировать поездку в непредсказуемых условиях? Неизвестно.
ПАЛКИ В ВЕСЛА
Туроператоры ждут от государства не только поддержки в создании инфраструктуры. Им нужен еще один вид помощи — законодательный. Сейчас они лишены возможности развивать самые перспективные для Дальнего Востока виды туризма. Такие, как трофейная рыбалка, например.
– Действующий закон о рыболовстве просто режет нас по живому, — сетует Артур Федоров. — Один из наших самых востребованных продуктов — это сплав по горным рекам. Во время сплава туристы хотят не только любоваться красотами Дальнего Востока. Им хочется еще и порыбачить. Попробовать нашу свежайшую, только что выловленную рыбу, которую никто в Москве, в центральных регионах России никогда не видел и не пробовал. Не заготавливать ее в промышленных масштабах, а просто сварить уху из 3-5 рыбин на группу, попробовать икру. А у нас сейчас нет возможности легально им это предложить. Федеральное законодательство просто не учитывает, что вообще существует такое туристическое направление, как спортивная рыбалка, сплавы. Всех пугают браконьерами и все запрещают, вместо того, чтобы подумать — а как создать условия для работы туристических компаний?
Магаданец завидует Камчатке. Говорит: там работать проще. Можно взять в аренду участок берега, построить на нем базу отдыха, получить лицензию — и продавать туристам лицензионный лов на арендованном участке.
– И это закон позволяет. А как быть со сплавом по рекам? Мы же не привязаны к определенной точке. Мы не можем арендовать участки вдоль всего маршрута. Как мы объясним туристам, что вот только тут можно порыбачить, а дальше, через 100 метров, лицензионный участок закончился и там ловить рыбу уже нельзя? Раньше выход был. Можно было получить так называемые «путевки на котловое питание». Они давали право, не нарушая закон, ловить рыбу в определенных количествах. На еду. Теперь эти путевки отменили. И никто не знает, как быть. Никто не может сказать, как узаконить такое перспективное направление, как сплавной туризм.
И все же предприниматель верит: законодательные препоны получится устранить. Ведь такой опыт уже есть. В прошлом году в Магаданской области запретили движение по нерестовым рекам во время хода лосося. Но с помощью местной администрации удалось решить проблему. Было сделано исключение для юридических лиц, оказывающих туристско-рекреационные услуги.
– И это спасибо, и это хорошо. Это один из шагов нам навстречу. Хорошо, если сделают еще один шаг — внесут изменения в закон о золотодобыче, не позволяющий развивать другое перспективное туристическое направление. Сейчас многие хотели бы примерить на себя роль старателя — приехать в артель, попробовать намыть золота лотком... Казалось бы, все это нюансы, пустяки, но именно такие мелочи и ставят палки в колеса.
Текст: Полина Виноградова
https://www.eastrussia.ru/material/nulevoy-nalog-dlya-turbiznesa-nichego-ne-dast-bolshinstvu-kompaniy/
18 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым внес изменения в Налоговый кодекс РФ. Этот закон предусматривает льготное налогообложение для компаний, занимающихся туристическим бизнесом на Дальнем Востоке. Если не менее 90% от общей суммы доходов предприятие получает от туристско-рекреационной деятельности, то для него предусмотрена нулевая ставка налога на пять лет. EastRussia узнала, что думают о новой мере поддержки те, кому она адресована.
“УПРОЩЕНЦЕВ” ЛЬГОТА ОБОШЛА
Представители туристического бизнеса считают: данная налоговая льгота – мера крайне своевременная. Интерес к Дальнему Востоку стремительно растет – и среди соотечественников, и за рубежом. Поток туристов высок, как никогда.
— Мы давно привыкли, что к нам приезжает очень много туристов из Китая. А сейчас пошел поток из Кореи, Японии, других стран Юго-Восточной Азии. В этом году, например, впервые принимаем группу из Филиппин, — говорит Наталья Сорокина, генеральный директор владивостокского ООО «Дальинтурист». — Растет и интерес со стороны европейских туристов. Раньше мы принимали почти исключительно англоговорящих гостей. А сейчас к нам приезжают и из Франции, и из Испании.
Однако, к сожалению, налоговые льготы не облегчили жизнь «Дальинтуристу», одному из крупнейших туроператоров Приморья.
— Мы, как и большинство компаний туристической отрасли, работаем по упрощенной схеме налогообложения, а новый закон на нее не распространяется. Нулевая ставка на прибыль – это не про нас. Мы как платили 6% с оборота, так и платим, — говорит Наталья Сорокина.
По упрощенной, а не по общей схеме налогообложения работает и магаданское ООО «Каюр-тревел», занимающееся организацией приключенческих, экологических и рыболовных туров. Поэтому для компании также ничего не изменилось.
– Конечно, если бы и нам позволили пять лет не платить налог, это бы помогло. И не только нам. Полагаю, тогда легализовались бы многие из тех, кто сейчас занимается туристическим бизнесом нелегально, не создавая юридических лиц. Туристических компаний стало бы больше, и это стимулировало бы развитие туризма в регионе, — считает директор предприятия Артур Федоров.
Может ли новая налоговая льгота стать стимулом для перехода компаний на основную систему налогообложения? Вряд ли, сходятся во мнении опрошенные предприниматели. Ведь помимо налога на прибыль возникает еще НДС, а это влечет не только издержки, но и дополнительные расходы на администрирование.
ДАЙТЕ ДОРОГИ!
Впрочем, туроператоры не слишком сожалеют, что их не коснулся новый закон. От государства они ждут помощи в другом — в развитии инфраструктуры Дальнего Востока, и прежде всего — инфраструктуры транспортной.
– Конечно, хотелось бы, чтобы во Владивостоке наконец-то достроили гостиницы, которые должны были быть готовы еще в 2012 году, — улыбается Наталья Сорокина. — Но в первую очередь поток туристов из других регионов страны сдерживает высокая стоимость билетов. Для сравнения: отдых в Таиланде вместе с проживанием обходится примерно в 30 тысяч на человека. И такую же сумму придется отдать за один только авиабилет из Москвы во Владивосток. В высокий сезон цены просто заоблачные.
Мнение коллеги разделяет и Дарья Саленко, генеральный директор туристической компании «Три кита» из Южно-Сахалинска. Дорогие авиабилеты — настоящий бич для туристической отрасли Сахалина.
– Пока не будет нормальной транспортной инфраструктуры, перспектив у туризма в нашем островном регионе мало. Высокие цены на авиаперелеты — половина беды. Принципиально еще и отсутствие автомобильных дорог. Сейчас они есть только на юге Сахалина, а на севере их нет совсем. Дорогу на север острова строят, но она еще не готова. Поэтому мы лишены возможности нормально добраться до многих очень интересных мест. У нас есть, например, прекрасные горячие источники. А сейчас мы даже не предлагаем иностранным туристам там побывать.
Многие города Дальнего Востока построены на берегу моря, но выгоды от своего местоположения не получают.
– Сейчас до Магадана можно добраться только на самолете или на автомобиле. Пассажирского потока через море у нас нет. Как нет и людей, которые могли бы приобрести или построить круизные лайнеры за собственные средства. Такие люди в Магадане не живут, — шутит Артур Федоров. — Именно от государства мы ждем вложений в инфраструктуру. В том числе и в развитие малой авиации, которая сейчас в зачаточном состоянии. Это помогло бы добраться до многих природных красот, которые мы хотим, но не можем показать туристам.
На отсутствие транспортной инфраструктуры жалуются во всех без исключения регионах Дальнего Востока.
– У нас если есть потенциально интересные туристические места, то нет туда дорог. Если есть дороги — то нет туристических мест. Инфраструктура — это то, что нужно развивать в первую очередь, — вторит коллегам Дмитрий Кондратенко, заместитель директора ООО «Дальневосточный феникс», туристической компании из Благовещенска. — Поэтому налоговые каникулы — это, конечно, хорошо, но этого недостаточно. Чтобы туризм на Дальнем Востоке развивался, государство должно делать намного больше, подходить комплексно.
ЗАМКНУТОЕ КОЛЬЦО
Туристическая инфраструктура — это не только транспорт, но также комфортные базы отдыха и отели. С ними на Дальнем Востоке тоже беда. Не из-за количества. Из-за стоимости.
– Гостиниц в Южно-Сахалинске хватает, но ценовая политика… Цены кусаются. Когда иностранные туристы запрашивают цену, мы подсчитываем стоимость проживания, и люди сразу теряют интерес. Номер с санузлом у нас стоит от 5 тысяч рублей. 4 тысяч — номер без окна. Кто согласится платить такую сумму за подобный номер? — возмущается Дарья Саленко. — Есть, конечно, и бюджетные гостиницы. Но с одним санузлом на весь этаж. Какого иностранца это устроит?
А на Камчатке соседям завидуют. У тех хотя бы гостиницы есть, пусть и дорогие.
– У нас туристическая инфраструктура сейчас отсутствует полностью. Нет ничего из того, что в нее входит. Ни дорог, ни отелей, ни баз, ни арт-объектов, ни информационных стендов, — признался представитель ООО «Камчатское бюро путешествий», поделившийся своим мнением на условиях анонимности. — На Камчатке вообще есть только то, что мы можем сделать своими силами. Мы строим базы отдыха, туристические приюты, огораживаем места, куда привозим туристов — всего не перечислишь. Государство должно поддерживать туроператоров Дальнего Востока всеми возможными способами. Выделять им дополнительные субсидии. Обеспечить возможность получения льготных кредитов на развитие инфраструктуры региона. Только тогда в этом будет смысл.
Без восторга относятся туроператоры и к другой идее властей — создать в регионе брендовый межрегиональный туристический маршрут. Нечто, сопоставимое с «Золотым кольцом».
– Такой маршрут, безусловно, помог бы привлечь иностранных туристов. Но самое перспективное направление для Дальнего Востока, где очень много природных парков, заповедников, заказников, — это экологический туризм. А значит, мы снова упираемся в отсутствие дорог, невозможность добраться до интересных туристам мест, — говорит Дмитрий Кондратенко.
Проект с условным названием «Восточное кольцо России» может не сработать и из-за климатических особенностей региона. Дарья Саленко напомнила, что вылета на Курилы можно ждать в аэропорту по 5, по 6 дней. Никто не знает заранее, будет погода летной, или нет. И как планировать поездку в непредсказуемых условиях? Неизвестно.
ПАЛКИ В ВЕСЛА
Туроператоры ждут от государства не только поддержки в создании инфраструктуры. Им нужен еще один вид помощи — законодательный. Сейчас они лишены возможности развивать самые перспективные для Дальнего Востока виды туризма. Такие, как трофейная рыбалка, например.
– Действующий закон о рыболовстве просто режет нас по живому, — сетует Артур Федоров. — Один из наших самых востребованных продуктов — это сплав по горным рекам. Во время сплава туристы хотят не только любоваться красотами Дальнего Востока. Им хочется еще и порыбачить. Попробовать нашу свежайшую, только что выловленную рыбу, которую никто в Москве, в центральных регионах России никогда не видел и не пробовал. Не заготавливать ее в промышленных масштабах, а просто сварить уху из 3-5 рыбин на группу, попробовать икру. А у нас сейчас нет возможности легально им это предложить. Федеральное законодательство просто не учитывает, что вообще существует такое туристическое направление, как спортивная рыбалка, сплавы. Всех пугают браконьерами и все запрещают, вместо того, чтобы подумать — а как создать условия для работы туристических компаний?
Магаданец завидует Камчатке. Говорит: там работать проще. Можно взять в аренду участок берега, построить на нем базу отдыха, получить лицензию — и продавать туристам лицензионный лов на арендованном участке.
– И это закон позволяет. А как быть со сплавом по рекам? Мы же не привязаны к определенной точке. Мы не можем арендовать участки вдоль всего маршрута. Как мы объясним туристам, что вот только тут можно порыбачить, а дальше, через 100 метров, лицензионный участок закончился и там ловить рыбу уже нельзя? Раньше выход был. Можно было получить так называемые «путевки на котловое питание». Они давали право, не нарушая закон, ловить рыбу в определенных количествах. На еду. Теперь эти путевки отменили. И никто не знает, как быть. Никто не может сказать, как узаконить такое перспективное направление, как сплавной туризм.
И все же предприниматель верит: законодательные препоны получится устранить. Ведь такой опыт уже есть. В прошлом году в Магаданской области запретили движение по нерестовым рекам во время хода лосося. Но с помощью местной администрации удалось решить проблему. Было сделано исключение для юридических лиц, оказывающих туристско-рекреационные услуги.
– И это спасибо, и это хорошо. Это один из шагов нам навстречу. Хорошо, если сделают еще один шаг — внесут изменения в закон о золотодобыче, не позволяющий развивать другое перспективное туристическое направление. Сейчас многие хотели бы примерить на себя роль старателя — приехать в артель, попробовать намыть золота лотком... Казалось бы, все это нюансы, пустяки, но именно такие мелочи и ставят палки в колеса.
Текст: Полина Виноградова
https://www.eastrussia.ru/material/nulevoy-nalog-dlya-turbiznesa-nichego-ne-dast-bolshinstvu-kompaniy/