Обломок истребителя времен Великой Отечественной войны нашли на Колыме
На Колыме завершилась поисковая экспедиция Русского географического общества, посвященная подвигу советских пилотов Великой Отечественной войны на воздушной трассе Аляска-Сибирь (Алсиб). Целью экспедиции стал поиск пропавших при перегоне по Алсибу самолетов на территории Ягоднинского округа.
Ранее руководитель экспедиционного центра «РГО Экспо» и наш земляк Богдан Булычев, возглавивший поиски, рассказал информагентству «Магаданская правда», что команда, опираясь на рассказы старожилов, архивные документы и съемки Роскосмоса, надеется найти в Ягоднинском округе два самолета. Координаты одного самолета были известны точно – озеро Майорыч, второго – приблизительно. Известно было лишь, что он находится в тайге, на плато между сопками.Ранее по теме: Два самолета, пропавшие в войну, рассчитывают найти на Колыме
В составе 5 человек команда выехала из Магадана 17 августа, вернулась на днях. И не с пустыми руками. С собой поисковики привезли ценнейшую находку – обломок крыла военного истребителя. Правда, не американского, как рассчитывали, а советского. Нашли его в озере Маойрыч.
Фото: архив Экспедиционного центра РГО Экспо
Как сообщил «Магаданской правде» по итогам экспедиции Богдан Булычев, обломок торчал из воды рядом с берегом. Опознать воздушное судно по небольшому фрагменту было бы очень затруднительно, не сохранись на внутренней его стороне информационная табличка. По ней, уже вернувшись в Магадан, команда установила, что фрагмент крыла принадлежит советскому военному истребителю ЛаГГ-3. Выпускали его в годы войны в городе Таганроге.
– Основная особенность этого самолета в том, что крылья и хвостовая часть у него металлические, а фюзеляж весь деревянный, – пояснил спикер. – И мы только сейчас поняли, что то огромное количество деревяшек возле озера, которые мы приняли за обыкновенные палки, на самом деле были деревянными частями истребителя. Это полноценный боевой самолет советского производства. Использовался он, скорее всего, для обслуживания аэродромов Алсиба, доставлял золото на основной аэродром Сеймчана, откуда оно перегонялось на Аляску по ленд-лизу. На то, что это самолет военных лет, указывает и тот факт, что уже в 1945 году он был выведен из эксплуатации.Найти же остальные обломки ЛаГГ-3 не удалось. Озеро сильно заилилось, при погружении в него поднимается муть, видимость была нулевая, поиски пришлось прекратить.
Фото: архив Экспедиционного центра РГО Экспо
Не удалось найти и второй самолет, который находится на плато в тайге. Участники экспедиции на это плато вышли, но оказалось, что оно растянуто на многие километры и после давнего пожара густо заросло молодым лесом, сквозь который нельзя продраться. Самолет, уверены члены экспедиции, там есть наверняка, но обнаружить его не представляется возможным.
Зато поисковики РГО смогли обнаружить – в целости и сохранности – американский транспортный самолет «Дуглас». Получилось это сделать с помощью сьемок из космоса.
– Это 100 процентов самолет ленд-лизовский, производства США. Он полностью сохранился, по съемкам с космоса видно, что там даже часть стекол целая. Остов, фюзеляж целые тоже, – поделился радостной вестью капитан команды.И подводя итог, отметил, что считает цели экспедиции достигнутыми, Два найденных самолета – отличный результат.
Но это еще не конец экспедиции. Вернее, только ее начало. Следующим этапом, надеются ее участники, станет подъем в 2022 году останков обоих воздушных судов, доставка их в Магадан и передача на баланс Магаданской области. Для этого необходимо заручиться поддержкой губернатора Сергея Носова. Встретиться с ним и обсудить детали второй экспедиции команда рассчитывает 25 августа, в день вылета из Магадана. Движет участниками экспедиции стремление увековечить подвиг алсибовцев. Поспособствовать этому как раз могут найденные артефакты.
– «Дуглас» можно установить в Магадане или доставить в Сеймчан – единственном пункте Алсиба, где сохранилось здание аэровокзала. Если там будут делать музей, самолет идеально подойдет, чтобы стать экспонатом, – отметил руководитель экспедиции.А уже в этом году, в сентябре-октябре команда РГО выпустит трехсерийный фильм о поисковой операции, Магадане, видах Колымы и ее богатейшем туристическом потенциале. Зря путешественники время не теряли, и пока на Колыме гостили, наснимали много фото и видео.
Поиск самолетов прошел при поддержке Правительства Магаданской области и лично губернатора Сергея Носова, а также центра «Визит-Колыма», который помог с организацией маршрута и с размещением в регионе. Кроме того, экспедицию поддержала компания «Доброфлот» – одарила большими запасами различных консервов и оплатила авиабилеты в Магадан. Всех помощников Богдан Булычев поблагодарил. И отметил, что перегон самолетов по Алсибу – это не просто история Магаданской области и СССР. Это мировая история, в которой наш регион принимал активное участие.
СПРАВКА «МП»
ЛаГГ-3 – одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941-1944 годы. Один из трех истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР (другие два – МиГ-3 и Як-1).
Положительные качества: мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов: основной материал сосна, березовый шпон, фанера и модифицированная смолами древесина (дельта-древесина), огнеупорность.
Недостатки: слабый двигатель и вследствие этого плохая тяговооруженность, недоработки конструкции из-за рекордно коротких сроков разработки, чрезмерный вес вследствие применения слабоизученного материала (дельта-древесина являлась, по сути, первым в мире композитным материалом, применённым на серийных самолетах), что вынудило при расчетах использовать большие коэффициенты запаса прочности.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В годы Великой Отечественной войны аэродромы Алсиба использовались как перевалочные пункты для поставок американских боевых самолетов по договору ленд-лиза. Маршрут через Аляску и Сибирь считался самым надежным. Трассу ввели в эксплуатацию осенью 1942 года. Американская часть маршрута начиналась в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В СССР она проходила через Берингов пролив, территорию Северо-Востока и до Красноярска, откуда экипажи вылетали на передовые.
В рекордно короткие сроки северяне оборудовали промежуточные аэродромы в селах Уэлькаль, Марково, в Шахтерском, на Колыме – в Берелехе, Сеймчане, Зырянке. Всего в нашей стране построили 16 аэродромов.
Всего с 1942 по 1945 год по Алсибу перебросили 7928 самолетов, сыгравших важную роль в Победе. При этом на советском участке трассы произошло 279 ЧП: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Причинами трагедий становились сложные метеоусловия, дефекты техники, полеты в экстремальных условиях.
Общая протяженность трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км. По территории СССР – 5 тысяч км.
КСТАТИ
Аэропорт «Сеймчан» – аэропорт малой авиации в Среднеканском округе Магаданской области, в поселке Сеймчан. Введен в строй в 1942 году при организации воздушной трассы Алсиб. В Сеймчане базировался 3-й перегоночный авиаполк. Кроме взлетно-посадочной полосы были построены авиабаза для обеспечения обслуживания авиатехники и авиагородок для проживания авиаспециалистов.
Является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством. Обветшавшее здание планируют отремонтировать и создать исторический музей.
Ранее по теме: После завершения работ в старом здании аэропорта Сеймчан на Колыме откроют исторический музей
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ